Чем хорош данный бизнес? Во-первых, количество автомобилей
растет огромными темпами. Уже сегодня можно видеть, что на дорогах появилось
очень много женщин, которых раньше можно было встретить не часто. Во-вторых,
выбор автошколы происходит чаще всего по рекламным материалам (т.е. нет
устоявшихся брендов), что облегчает вход в этот бизнес. И в третьих, рынок это
довольно прозрачен и прост, поэтому составление бизнес-плана не будет
трудоемким.
Начало бизнеса
С чего начать создание автошколы? Конечно же, с поиска
помещения и подходящей территории для практических занятий, то есть нужны
учебный класс и открытая площадка.
С площадкой все более или менее просто: самый верный путь -
но самый дорогой - взять в аренду или же найти субарендодателя. Кстати, одну и
ту же площадку, как правило, используют несколько автошкол, а значит, есть шанс
сэкономить. Если, конечно, владельцы других школ не станут чинить новоявленным
конкурентам препятствий. Цена на такую тренировочную площадку колеблется сегодня
от 30 до 300 долларов в месяц.
Для получения лицензии на открытие автошколы необходимы:
договор об аренде помещения;
договор аренды площадки для обучения первичным навыкам
вождения;
наличие оборудованного в соответствии с требованиями учебного
класса;
укомплектованный штат (медицинский работник, осматривающий
инструкторов перед выездом, инструкторы с соответствующими разрешениями и
преподаватели).
Более простой вариант - создание автошколы-экстерната. Здесь
не потребуется ни лицензии, ни специально оборудованного класса. Все оснащение
на совести организаторов. Арендуется помещение, где читают минимальный набор
лекций, и вербуются инструкторы, которые готовы заниматься практическим
вождением с абитуриентами неподалеку от их места жительства.
Эта схема более привлекательна по части организации,
написать бизнес-план будет проще, но эффект такого обучения не всегда
положительный. По окончании курсов студент не получает никаких документов и
идет сдавать экзамены в ГИБДД экстерном.
Автошкол, работающих по данной схеме, сейчас достаточно
много. Но подходят они далеко не всем; они рассчитаны в большей степени на
людей с аналитическим складом ума, которые способны сами разобраться и
систематизировать свои знания и понять, на каких моментах необходимо
сконцентрировать внимание, а на какие не стоит тратить драгоценное время.
Аренда помещения - вопрос особый. В нашем бизнес плане
автошколы мы заметим лишь, что максимальное количество слушателей одной учебной
группы рассчитывается исходя из 2 кв. м на человека. И лучше соблюдать это
правило. Хотя бы для того, чтобы не давать лишних поводов для придирок со
стороны массы проверяющих организаций, которые будут интересоваться и наличием
у преподавателей санитарных книжек, и количеством света на одного учащегося в
люксах или люменах.
Оборудование полноценного класса - статья довольно немалых
инвестиций, а большая часть денег уйдет на закупку учебных пособий. Список
необходимого включает все основные агрегаты и системы автомобиля (некоторые - в
разрезе), плакаты об общем устройстве автомобиля, с правилами дорожного
движения (знаками, разметками), правилами оказания медицинской помощи.
Потребуются и манекены для отработки навыков оказания помощи.
Сегодня многие фирмы предлагают необходимые наборы пособий по
цене от 3000 до 4000 долларов. Между прочим, значительная часть поставщиков
сотрудничает с ассоциациями автошкол, а значит, искать их координаты и получить
компетентные оценки качества предлагаемых пособий проще всего именно в таких
объединениях компаний, обучающих вождению.
Персонал автошколы
Наиболее простым вариантом можно считать приглашение на
работу инструкторов с собственными оборудованными автомобилями - так работает
подавляющее большинство частных автошкол. Эта схема хотя и несколько снижает доходность
бизнеса, но избавляет от ряда проблем, связанных как с бухгалтерской
отчетностью, так и с непосредственным содержанием машин.
Если у автошколы есть свой парк, то в штате обязательно
должны быть постоянный медицинский работник (когда машины наемные, достаточно
присутствия врача только в момент выезда) и механик, проверяющий машины. Кроме
того, машины надо где-то хранить, обслуживать и т. д. Одним словом, проще все
эти заботы переложить на инструкторов. К тому же при найме машин заметно
снижается объем первоначальных инвестиций и бизнес-план не будет пугать вас и
ваших возможных инвесторов огромными цифрами. Единственное условие - все
инструкторы должны быть частными предпринимателями, с которыми заключается
договор на оказание услуг.
Транспорт
Это наиболее затратная часть вашего бизнес-плана автошколы.
Разумеется, все машины должны быть оборудованы вторыми педалями,
дополнительными зеркалами заднего вида и необходимыми знаками.
Минимальный курс включает в себя 32 академических часа
практического вождения. Но большинству студентов этого оказывается мало. Так
что часто они либо договариваются непосредственно с инструктором о сверхурочных
занятиях, либо обращаются в школу за дополнительными «часами». Как показывает
практика, большинство учащихся «накатывают» от 40 до 50 часов.
Курсанты автошколы
В среднем размер группы составляет сегодня 20-30 человек при
стоимости практического курса от 1500 до 2500 рублей. Это основной источник
дохода автошколы. С инструкторами же, использующими собственные автомобили,
отношения строятся по-разному. Некоторые школы устанавливают высокие расценки
на вождение, но требуют от водителей идеального состояния машины и все деньги
стараются проводить «через себя», выдавая инструкторам подчас достаточно
приличную зарплату (около 1000 долларов). Правда, в эту сумму входит еще и
стоимость обслуживания и содержания автомобиля.
Другой вариант: школа направляет студентов к инструкторам, и
те самостоятельно договариваются о цене и количестве занятий со своими
подопечными. Здесь цена во многом зависит от типа автомобиля и его технического
состояния, так что может отличаться в разы. В таких случаях водители платят
автошколе комиссионные.
Реклама бизнеса
Наиболее правильным рекламным ходом для автошколы,
работающей в рамках одного района, наверное, можно считать расклейку объявлений
на подъездах домов или почтовую рассылку листовок.
Около школы, где проходят занятия, стоит установить один-три
штендера (2,5 тыс. руб. за штуку плюс 600 руб. в месяц человеку, который будет
его выносить). Потенциальные клиенты, выбирая школу, обзванивают все удобные
варианты, поэтому координаты ищут в печатных СМИ: другие носители, например
бегущая строка на ТВ, не дают никакого эффекта.
Рекламировать автошколу можно, только получив лицензию.
Финансовая часть бизнес-плана
Согласно нашему бизнес плану автошколы, расходы на открытие
составят около 800 тысяч рублей. Затраты окупятся через 1,5-2 года.
Когда первая автошкола начнет приносить стабильный доход,
участники рынка рекомендуют развивать сеть, открывая курсы в разных районах
города. Часть школ кроме филиалов строят и собственные автодромы. Делать это
лучше, если в автошколе работает семь-десять машин, чтобы загрузить площадку.
Стоимость подобного проекта — около 1,2 млн руб. При цене аренды автодрома 150
руб. в час автошкола с десятью машинами окупит вложения за 1,5-2 года. Свой
автодром повышает престиж школы, позволяет привлечь новых клиентов и даже
повысить стоимость курсов. Дополнительный доход приносит предоставление
автодрома в аренду другим школам.
И все-таки автошкол в стране сегодня очень много. Так что
занимать свою нишу здесь нужно, мягко говоря, с умом. Мыслить придется
глобально, изобретая все новые приманки для клиентов. Но действовать -
локально. По мнению участников этого рынка, в перспективе большинство школ
станут совсем небольшими и будут работать в каждом районе города.
Основным вашим инструментом продвижения должна стать
реклама. Пробуйте все способы и оценивайте эффективность, так вы подберете
наиболее оптимальные способы. А бизнес-план постарайтесь составить как можно
более продробно. Это позволит вам при реализации бизнес-плана понять что и где
пошло не так, как вы планировали и скорректировать свои действия.
Комментариев нет:
Отправить комментарий